Игра является основной деятельностью ребенка, и создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников помогает решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР), не первый год функционирующий в МБДОУ ЦРР — ДС № 57 «Катюша», позволяет расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного возраста (взрослыми и детьми). Это помогает решению проблемных ситуаций, которые, так или иначе, возникают в детско-взрослом сообществе.
В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение специальных программ ЦИПРа позволяет приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада. Специальные программы помогают формированию социальных, игровых, учебных навыков, что является дополнительным условием для осуществления более эффективного перехода детей 6-7 лет из дошкольного детства к школьному обучению.
Цели и задачи ЦИПР
Данная форма дошкольного образования помогает осуществить переход к современным образовательно-воспитательным технологиям и расширить возможности дошкольного учреждения в работе с детьми и их семьями.
Центр игровой поддержки ребенка служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для проведения коррекционных занятий с дошкольниками и программ социализации.
Организация среды
Пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:
- центр релаксаций (полотна, коврики, домики – палатки),
- центр игр с природным материалом,
- центр интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.),
- “строительные” центры (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности),
- центр игр по развитию мелкой моторики,
- музыкальный центр (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями),
- центр для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т.д).
- центр сюжетно-ролевых игр,
- центр активных игр (спортивные модули, мячи, маты),
Специалисты
Специфика работы ЦИПР МБДОУ ЦРР ДС № 57 «Катюша» подразумевает наличие ряда специалистов: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования.
Организация занятий и формирование групп | |
---|---|
Индивидуальные занятия с ребенком | Групповык занятия |
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать поддержку и помощь ребенку. Цели индивидуальной игротерапии: — создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение и себя); — создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов; — выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения; — подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности; — содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям. |
Цели групповых занятий – обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания и др.) В этих занятиях большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность детей. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. |
Формирование групп осуществляется в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 15 человек.
Игровые сеансы
Специалисты ЦИПР проводят игровые сеансы для сотрудников учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста. Также игровые сеансы проводятся для родителей в качестве консультации.
Занятия могут проводиться как по традиционной, так и по современной модели.
Традиционная модель | Современная модель |
---|---|
Основные характеристики: | Основные характеристики: |
1. Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется. 2. Используются специальные подсказки и подкрепления, а также частая прямая оценка успехов ребенка. 3. Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить. 4. Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью. Данная модель оказывается наиболее эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым. |
1. Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним. 2. Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы специалистов. 3. Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего. |
Время посещения (режим работы) ЦИПР для детей раннего возраста, не посещающих детский сад
Для данной группы детей «Центр игровой поддержки ребёнка» функционирует без организации питания 2 раза в неделю (понедельник, среда).
Режим работы с 11.30 до 12.30.
Дошкольное учреждение осуществляет медицинский контроль за состоянием здоровья детей в период их пребывания в детском саду.
В данную группу принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей), на основе договора, заключённого между родителем и руководителем МБДОУ, при условии предоставления справок о состоянии здоровья ребёнка.
Опыт работы коллектива МБДОУ центра развития ребенка – детского сада№57 «Катюша» показывает возможность и целесообразность возрастного ценза от 1года до 7 лет.